JeTeRaconte (jeteraconte) wrote,
JeTeRaconte
jeteraconte

Я - стрелок Ил-76 Автор Денис Мокрушин (twower) (R)



Как правильно называется Ваша должность?

- СВС. Старший воздушный стрелок.

- Где сейчас готовят военнослужащих по Вашей специальности?

- В городе Иваново, в Центре боевого применения и переучивания лётного состава и авиационного персонала военно-транспортной авиации. Там готовят стрелков на Ил-76, Ан-12. Стрелков Ту-95 обучают в Рязани, т.к. у них своя особая специализация.

- Длительность обучения?

- Полтора месяца.

- Как выглядит процесс учебы?

- У каждого есть своя специализация: СД (инженеры самолетных двигателей), АО (авиационное оборудование), группа АВиДО (авиационного вооружения и десантного оборудования), группа ЗАС (засекречивающая аппаратура связи), ПДС (парашютно-десантная служба). Все это учишь полтора месяца, сдаешь зачеты и получаешь документы, что допущен к сдаче наземной стажировки в полку. Приезжаешь в полк, проходишь наземную стажировку 10 дней, потом есть месяц, чтобы сдать зачеты к вывозным полетам. В это время уровень твоих знаний проверяют полковые инженеры. Самый важный зачет сдается начальнику ВОТП, когда в полете он тебя гоняет по всем возможным ситуациям. Потом допуска на бомбы, на стрельбы, на применение патронов ИК - это все дается, когда уже летаешь.

- Какие учебные упражнения должен выполнить стрелок?

- По руководящим документам курса боевой подготовки их восемь: 2 вывозных полета по кругу, контрольный полет по кругу с выполнением фотострельбы, контрольный полет на фотострельбу по наземным целям, контрольный полет на фотострельбу по воздушной цели, контрольный полет на выполнение боевых стрельб по наземным целям, контрольный полет с применением РЛС для контроля места самолета в боевом порядке, контрольный полет на создание ИК помех и самое крайнее - методический полет.

- Что такое методический полет?

- В КБП написано, что необходимо иметь в эскадрилье как минимум два стрелка-инструктора. Во время этого полета проводится проверка и допуск меня к инструкторским полетам. После 2 методических полетов я могу сам принимать зачеты у других стрелков.

- Должность стрелка – это должность…

- Сержанта. Ранее ее занимали прапорщики.

- На каком типе Ил-76 летаете?

- Ил-76МД, Ил-76М.



- Стрельба из пушки: по каким целям (воздушным, наземным) учитесь стрелять на практике?

- По наземным целям. Упражнение №5 КБП ВТА: самолет ходит по кругу на высоте 300-400 метров, скорость 350-400 км/ч, дальность стрельбы 500-110 метров. Цели стоят в шахматном порядке либо иным способом и тебе нужно попасть в диаметр зачетного круга 30 метров. Стрелять можно только с помощью коллиматорного прицела. Патроны в ленте, в основном, идут фугасные: 8 фугасных, 2 бронебойных. На выполнение упражнения дается 100 снарядов.

- Наведение пушечной установки осуществляется в ручном режиме?

- Да.

- Дальность стрельбы какова?

- С помощью коллиматорного прицела можно стрелять на дальность от 50 метров до 2 километров. С помощью станции РЛС 4ДК – от 400 метров до 4 километров. Но дальность обнаружения у РЛС гораздо больше. Только вот с помощью РЛС не стреляем, потому что частенько обслуживанием этих систем никто не занимается. Устно принципы работы изучаем, конечно, в ТЭЧ смотрим, как работает, но на практике пользоваться не приходится.

- Тренировки стрельб по воздушным целям проводите?

- Они должны быть, но они не проводятся, потому что полигон для этого не выделяют. Есть еще упражнения с фотострельбой. Должны быть. Вставляется фотопленка и при нажатии гашетки производится снимок куда целился, куда стрелял. Но пленок нет, поэтому и упражнение не выполняется.
Когда летим в боевых порядках, то определяем дальность до других самолетов в группе, сообщаем ее командиру. И периодически контролируем это расстояние. Тоже какая-никакая тренировка.
Тут ведь еще в чем дело. В документах по эксплуатации пушечного вооружения сказано, что больше, чем трое суток, пушка не должна быть заряжена. Это раз. И когда в стволе побывали патроны, то они списываются. Это два. Вот и можно представить, сколько при каждом подъеме в воздух должно списываться боекомплекта. Но этого не делают. Потому что для зарядки пушки необходимо снять обтекатель, взобраться по стремянке на 11 метров, поднять короба с 1200 патронами, зарядить пушку, вставить ППЛ (патроны для пирозарядки). Перезарядка-то возможна только снаружи, изнутри ее выполнить нельзя. У боекомплектов все сроки эксплуатации повыходили, поэтому их просто не загружаем и последние полгода летаем с незаряженными пушками.
А так о ракетной атаке на самолет оповестит речевой информатор РИ-65Б. Я на приборе С3М увижу с какой стороны производится атака. Дальше мне командир отдаст приказ, и я должен успеть отстрелить ИК патроны. Всё.

- Количество учебных стрельб за год?

- У меня шесть.

- Это обязательный норматив?

- Нет. Просто, чтобы сдать на класс или получить следующую категорию, нужно провести определенное количество стрельб: шесть, двенадцать.

- Кроме стрельбы из пушки, какие у стрелка еще есть обязанности в полете?

- В полете ты должен следить за задней полусферой. Это необходимо, чтобы в условиях, например, плохой видимости и прочего избежать столкновения с другим самолетом. Это важная задача, когда выполняется полет в боевых порядках, где самолеты летят группами на удалении 200-300 метров друг от друга для десантирования. В общем, слежу за тем, чтобы не допустить схождения самолетов.
Также я являюсь оператором слива воды. С 2011 года ВТА занимается еще и тушением пожаров, поэтому мы с бортинженером по АДО (авиадесантному оборудованию) стоим и дергаем за ручки слива воды. За раз сливаем 42 тонны воды.

- Как стрелок ходит в туалет?

- У меня есть свой. Бутылка. Так-то уже привык обходиться, но если приспичит, то в бутылку. У меня ведь кабина вообще отдельно находится.

- Перейти в грузовой отсек никак нельзя?

- Вариант есть, но только в особых случаях, ведь придется нарушать герметичность самолета. В Ил-76 же герметичны только кабины пилотов, штурмана и моя, грузовой отсек негерметичен. В грузовой отсек я не могу выйти по той причине, что на высоте 4087 метров осуществляется наддув моей кабины, и она полностью герметизируется. Поэтому я могу спокойно дышать и разговаривать без кислородной маски. Она у нас имеется, но применятся лишь в особых случаях.
Так вот, если необходимо перейти в другую кабину, то ты должен сообщить командиру по радиосвязи: «Осуществляю переход, разгерметизируйте грузовую кабину.» После получения разрешения командира отсоединяешь свой кислородный баллон, который подсоединен к бортовой системе, вешаешь переносной баллон на плечо, включаешь разгерметизацию своей кабины либо боевой перепад, после чего открываешь дверь. Просто так открыть ее невозможно, там давление порядка 6 с половиной атмосфер.
Все случаи, когда разрешается покинуть кабину четко прописаны в ФАП (Федеральные авиационные правила): разгерметизация кабины, пожар в кабине, задымленность кабины, атака самолетов и т.д. Но нельзя сказать, что мне «пописять хочется» и выйти.(Исключение десантный вариант, там можно пройти в герметичный, в этом случае, грузовой отсек./)

- Командир про стрелка не забывает?

- Каждые полчаса я осуществляю ему доклад: «Командир, самочувствие, приборы в норме.»

- В полете сильно трясет? Не тошнит?

- Трясет. Особенно, когда выполняется противоистребительный маневр, где на полтора километра пикируешь либо поднимаешься под углом в 45 градусов и скоростью 560 км/ч, то и вывернуть может.

- С собой что-нибудь на этот случай берете?

- Можно пакетик взять, но я тренированный, справляюсь.

- В кабине холодно?

- У меня своя система кондиционирования и обогрева, регулирую ее, как сам посчитаю нужным.

- Подкалывают, что спите сидя?

- Почему ж сидя? Можно и лечь. Спальник с собой беру.

- Не скучно там в хвосте, одному?

- Нет. Сижу, изучаю книги свои по ФАП, различные инструкции по самолету.

- Как попасть в стрелки?

- Стрелком может стать любой человек, прошедший врачебно-летную комиссию.




И в завершении анекдот:

Летит Ил-76*, вдруг у командира голос в шлемофоне:
-Командир, доверни 5 градусов к западу.
Командир доворачивает. Минут через 20 снова:
-Командир, доверни 5 градусов к западу.
Опять доворачивает. Через полчаса опять:
-Командир, 5 градусов к западу...
Командир не выдерживает:
-Штурман, что за хрень? Кто так курс прокладывает? Ты можешь сразу сказать "15 градусов"?
Штурман отвечает:
-Это не я, командир, я вообще молчу!
-Второй штурман, это ты что ли?
-Нет, не я.
Тут из задней кабины стрелок (радостно):
-Это я, командир! Мне тут солнце в глаза светит!

Вид из кабины:


Tags: Россия, авиа, армия, жизнь, интервью, небо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments