JeTeRaconte (jeteraconte) wrote,
JeTeRaconte
jeteraconte

Сегодня расскажу вам о Национальной Ассамблее и...



Не слышали, что за зверь такой?

Тогда в двух словах познакомлю с  политическим устройством государства Франция, что раскинулось вокруг города Парижа. Хотя так кратко вряд ли получится, однозначно будет много букв...

По своему государственному строю Франция - республика, что появилась третьей по счету в Европе, после Сан-Марино и Швейцарии.

Точнее она именуется неделимой, светской, демократической, социальной республикой, обеспечивающей всем гражданам равенство перед законом. Девизом объявлен всем известный лозунг Великой Французской революции: "Свобода, равенство, братство".

Официальный принцип республики:  правление народа, по воле народа и для народа!

Никакая часть народа и никакая отдельная личность не могут присвоить себе осуществление национального суверенитета, принадлежащего всему народу!


Согласно  конституции, президент следит за её соблюдением, играет роль арбитра во взаимоотношениях ветвей власти, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

В 1962  в конституцию была включена поправка и с тех пор президент избирается прямым всеобщим голосованием всех граждан Франции, достигших 18 лет и пользующихся всеми гражданскими и политическими правами, сроком на 7 лет. Один и тот же человек может избираться неограниченное число раз.

Кандидат в президенты должен быть французским гражданином, не младше 23 лет и соответствовать закону о службе в армии. Его кандидатуру должны поддержать не менее чем 500 граждан, являющихся членами выборных органов, из не менее чем 30 департаментов и или заморских территорий. Список граждан, выдвинувших кандидатов, публикуется в Официальном вестнике Французской республики не позднее чем за 8 дней до первого тура выборов.

Для избрания президентом необходимо получить абсолютное большинство  голосов. Если его никто не набрал в первом туре, через две недели проводится второй тур с участием двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов...

Здесь скрыта изрядная возможность манипулировать голосами избирателей, что происходит регулярно, в том числе и на последних французских президентских выборах, когда было 4 кандидата с примерно 25% голосов у каждого. В итоге во втором туре сделали победителем Макрона, но реально за него голосовала лишь четверть избирателей! Вообщем ловкость рук и никакого мошенничества...

Для ведения избирательной кампании государство предоставляет всем кандидатам абсолютно одинаковые возможности: эфирное время в равной пропорции на национальном телевидении и специально отведенные места для расклейки избирательных афиш, право рассылать избирателям программу с изложением своих позиций. После выборов каждый кандидат представляет финансовый отчет, который публикуется в Официальном вестнике...

Что очень интересно, установлен потолок расходов, ограничены размеры пожертвований и взносов. Заранее некую оговоренную часть расходов по проведению избирательной кампании государство возмещает кандидатам.

Полномочия избранного президента весьма масштабны.

Он назначает премьер-министра, назначает и прекращает полномочия других членов правительства. Председательствует на заседаниях Совета министров. Подписывает правительственные акты, имеющие силу закона и декреты, обсужденные Советом министров. Обнародует законы, имеет право потребовать нового обсуждения закона или некоторых его статей, и в этом ему не может быть отказано. По предложению правительства или по совместному предложению обеих палат передает на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, реформ в экономической и социальной политике или разрешающий ратификацию международного договора, который отразился бы на функционировании государственных институтов. Президент имеет право после консультации с премьер-министром и председателями палат распустить Национальное собрание, а вслед за этим проводятся новые выборы. При этом роспуск невозможен в течение года после этих выборов. Может обращаться к обеим палатам парламента с посланиями, которые зачитываются от его имени. Пользуется правом обращения в Конституционный совет относительно проверки конституционности принятых парламентом законов.
Президент возглавляет вооруженные силы, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Назначает трех членов и председателя Конституционного совета. Возглавляет Высший совет магистратуры. Осуществляет право помилования. И ТД и ТП.

Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. В подобном случае обе палаты должны открытым голосованием и абсолютным большинством голосов принять идентичное решение, обвиняющее президента.

Судит президента Высокая палата правосудия.


Вне рамок своих должностных обязанностей президент несет уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Обязанности президента несовместимы с любыми другими функциями.

С 4 октября  1958 новая Конституция страны вступила в силу. В последующие месяцы прошли выборы в Национальную Ассамблею и Сенат, а также выборы президента республики. Так возникла Пятая республика, существующая и по сей день.

Но как бы не были велики полномочия президента, его ограничивают возможности парламента.

Обычно говоря о Франции пользуются определением президентско-парламентская республика.

Вообщем в стране есть "всенародно" избираемый президент и две палаты парламента верхняя - Сенат и нижняя - Национальная Ассамблея.

Для совместных заседаний палат конгресса предоставляется Версальский дворец.


Сенат расположившийся  в Люксембургском дворце является верхней палатой  и избирается всеобщим непрямым голосованием обеспечивая представительство местных территориальных общин.

В последнее время  в состав Сената входит 348 сенаторов. Они должны быть не моложе 24 лет и избираются сроком на 6 лет  избирательной коллегией, в состав которой входят местные депутаты, члены советов регионов и департаментов, представители муниципальных советов, депутаты Национального собрания, около 150 тысяч избирателей.

Система создана таким образом, что отдает предпочтение аграрным департаментам. В итоге со времени образования Сената Пятой Республики он остается консервативным. По традиции со времен Французской Революции, правые партии занимают правые места в зале заседаний, а левые партии — левые места.

Один раз в 3 года состав Сената обновляется наполовину, что обеспечивает стабильность в деятельности этого представительного органа, к тому же он не может быть распущен президентом.

Сенаторы активно участвуют в разработке законодательных актов, в частности, через разработку проектов законов в комитетах, их обсуждения и одобрения на  заседаниях. А Национальная Ассамблея имеет определенные преимущества в сравнении с Сенатом, а именно:

В законотворческом плане последнее слово в одобрении законодательного акта принадлежит Национальной Ассамблее, кроме законов, предусматривающих внесение изменений в Конституцию, в этом случае Сенат может использовать своё право «вето».

Сенат рассматривает проект бюджета и проект финансирования социальной защиты не дольше  15 дней  и только после того, как его рассмотрела Национальная Ассамблея  в течение 40 дней.

В политическом плане Сенат не имеет права выражать вотум недоверия правительству и сенаторы не могут созвать внеочередную сессию верхней палаты.


Председатель Сената избирается сроком на три года и является вторым лицом в государстве, но на него возлагается, в первую очередь, организация и проведение пленарных заседаний.

Национальная ассамблея  находится в доме №33 на  набережной Орсэ.

Разумеется это тот самый дворец Бурбонов, что виден издалека.


Ассамблея состоит из 577 депутатов, избираемых на 5 лет в ходе прямых всеобщих выборов, проходящих в два тура. Голосуют граждане Франции, имеющие избирательные права и достигшие 18-летнего возраста. Кандидату в депутаты должно быть не менее 23 лет. Запрещается выставлять свои кандидатуры лицам, выполняющим властные функции в данном департаменте.
Каждый кандидат может выставить свою кандидатуру только в одном избирательном округе. Кандидаты вносят денежный залог, который возвращается лишь тем из них, кто получил не менее 5% голосов участников голосования.


Подобно сенаторам, депутаты выполняют двойную роль: наблюдают за действиями правительства, отчитывающимся перед Ассамблеей в письменном или устном виде и принимают новые законы.

Президент Национального собрания — это, обычно, представитель лидирующей партии. Ему помогает вице-президент, как правило, представитель другой партии. Срок мандата Национального собрания - 5 лет, однако президент Франции может его распустить и объявить досрочные выборы, если он ещё не распускал его в предыдущем году.
Одновременно избираются депутат и его заместитель, который замещает выбывшего депутата, кроме тех случаев, когда депутат уходит в отставку. (Сколько дармоедов!)

Депутат пользуется правом неприкосновенности за высказанные им убеждения или голосование при исполнении депутатских обязанностей. За преступления или правонарушения он не может подвергаться аресту и мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, без разрешения бюро Национального собрания. Такого разрешения не требуется в случае совершения им уголовно наказуемого преступления или задержания на месте преступления или окончательного осуждения.

Депутат получает жалование, равное средней величине между наименьшим и наибольшим окладом государственных служащих, отнесенных к категории вне служебных классов, и доплату так сказать, служебное вознаграждение, размер которого, как правило, равен четвертой части жалования, но меняется в зависимости от участия депутата в работе Национального собрания. (По слухам зарплата 8 тысяч евро...)
Иногородним депутатам оплачиваются жилищные расходы, предоставляются льготы при оплате почтовых, телеграфных и транспортных расходов. Депутаты получают дотации на зарплату их сотрудникам.


От вторника до пятницы депутаты работают в Национальном собрании, а с субботы до понедельника - в своих департаментах.

Регламент Национального собрания устанавливается им самим.
Национальное собрание собирается согласно закону на одну очередную сессию, которая открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня.

Из необычного, в парламенте республики  действуют правило, лишающее главу государства возможности посещать эту Ассамблею в столице. Запрет был введен депутатами в 1873 году в период президентства Адольфа Тьера, находившегося в  конфликте с законодательной властью. В разгар споров парламентарии постановили, что глава государства может лишь направлять им послания для оглашения в палатах от его имени - без проведения дискуссии, но не должен появляться в их владениях. Это правило действует и по сей день!

Зачем я вообще вам об этом рассказал? Знания полезны, даже если иногда вредны. И вообще: "Учиться, учиться и еще раз учиться", даже если вы не юристы). Хватит банальностей, на сегодня.

В следующей статье с серией фотографий, я расскажу о запретной территории Национальной Ассамблеи -  Дворце Бурбонов, изнутри...







Tags: Франция, закон, история, конституция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments