JeTeRaconte (jeteraconte) wrote,
JeTeRaconte
jeteraconte

Category:

Однажды мы встретились.


Париж - удивительный город. Здесь возможно все! Самые неожиданные встречи, самые необыкновенные события...
Однажды я узнал, что будет авторский вечер знаменитого советского режиссера Марлен Хуциева с показом его фильма "Был месяц май".

Режисеру уже 91 год... И в апреле 2016 я встретился с ним...
Кто он?

Человек, как наверное всякий великий человек, неоднозначно принимаемый обществом, человек трудной судьбы... Его фильмы были пропитаны духом времени и отражали свою эпоху...  Сложно сказать почему в 70-е и 90-е он оказался не удел. Виноваты ли в том чиновники искромсавшие его фильм: "Застава Ильича"? Или долгие неудачные попытки снять лучший фильм своей жизни : Биографию Пушкина... Или ... Кто знает правду?
Наступили холодные времена – и оказалось, что Хуциев, один из «худосочных детей Арбата» (слова Окуджавы из посвященного Хуциеву стихотворения), в новой атмосфере- перестроечной, снимать не может и не хочет. Да и после, постсоветскому кино Хуциев оказался не нужен. Он остался в том великом кинематографическом времени, в 60-х, и когда мы вспоминаем имена великих шестидесятников мирового кино – Трюффо, Годар, Вайда, Форман, Менцель, Бертоллучи – в этом ряду совершенно естественно, как на свое законное место становится имя: Хуциев...
Вернемся к просмотру.
Интересный факт, это был тот редкий и пожалуй уникальный случай , когда показывали не просто великолепный фильм, а еще и использовали старинные технологии, фильм был показан с единственной уцелевшей пленки, все давно уже оцифровано. И вот этот стрекот кинопроектора, он был здесь непросто уместен, а казался единственно возможным и верным... Он создавал атмосферу времени , атмосферу былой эпохи... Тогда в этой картине  впервые в своей жизни снялся Пётр Ефи́мович Тодоро́вский - кинорежиссер, сценарист, кинооператор и композитор. Его можно увидеть только в двух картинах, он не страдал, как некоторые, манией величия и  желанием увековечить себя в каждом фильме...
На просмотре было немного зрителей , человек пятьдесят ,  вряд ли  больше...
Когда показ окончился и зал начал задавать вопросы, Марлен Хуциев поднялся с помощью переводчицы, стал отвечать и рассказывать о своем фильме...

Позже когда все расходились,  я пообщался с ним и он пожал мне руку на прощанье...
Несколько слов о самом фильме...
«Был месяц май» (1970) — первая работа М.М. Хуциева о своем поколении, которое во время войны спасло страну и мир в целом. Документальные пролог и эпилог  в то время были достаточны необычным творческим приемом и способом погрузить зрителя в атмосферу событий...
Картины разворачивающиеся перед нами, показывают первые дни после Победы... Тех кто прошел через пекло войны... И тех кто пользовался славянскими рабами...
Сцена в опустевшем концлагере находится в самой середине фильма... А победителям еще предстоит узнать свидетельства очевидцев о лагере уничтожения...
И если те, кто идет по улицам современных городов, забудут обо всем происшедшем, их ожидает та же участь, что и мирных прохожих довоенной Европы, которые ничего не хотели замечать и тоже спешили, не останавливаясь.
"Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом.
Когда они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом.
Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня."

                                                                                   слова  пастора Мартина Нимёллера
Документальные кадры в начале фильма идут под музыку П. И. Чайковского — звучат финальные минуты первой части Lento lugubre симфонии «Манфред». Авторами музыки являются Сонни Боно и Монти, оркестровка Альфреда Шнитке. Композицию «Mama» (1967) исполнил оркестр Поля Мориа. Вальс на гитаре исполняет Петр Тодоровский, а его  название  «Память цветов», написал итальянский композитор Ф. Росси.
Мы  помним Марлен Хуциева по фильмам :
Люди 1941 года (2001) Бесконечность (1991)
Послесловие (1983) И все-таки я верю… (1974)
Алый парус Парижа (1971) Июльский дождь (1966)
Застава Ильича (1964) Два Федора (1958)
Весна на Заречной улице (1956)




Tags: Германия, СССР, Франция, Хуциев, взгляд, война, встреча, мнение, фильм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments