JeTeRaconte (jeteraconte) wrote,
JeTeRaconte
jeteraconte

Ужасы ночи.



Давным давно, когда я был еще совсем мал, жили мы в  солнечной Монголии и на память о двух проведенных там годах, отец привез коллекцию красивых гипсовых масок. Что тут такого особенного? Да, все дело в том , что  маски были ни чем иным как жуткими лицами монгольских трехглазых божеств украшенных черепами людей. Читая много позже о странных обрядах, что проводились на празднествах, где участвовали подобные, только гораздо более качественные древние и само собой дорогие маски, становится не по себе. Тем более, что до сих пор полная картина празднества мистерии Цам  и скрытого в ней  смысла остается тайной за семью печатями. Во всяком случае маска поразившая меня принадлежала одному из высших богов монгольского пантеона он бессмертен и обладает всепроникающей силой, может находится , где захочет и в каком угодно виде. Обычно не показывается людям, как и его коллеги , а при желании перерождается на земле.



Бурятский ученый  Барадин в  дневнике 5 июля 1903 года записал наблюдения за церемонией:

Накануне публичного представления цама проходило закрытое богослужение внутри храма, которым руководил главный церемонимейстер обряда, чамбон. Он в костюме,  без маски, в золочёной круглой шапке с высоким конусообразным верхом в полночь открывал двери храма и начинал стремительный вихревой танец. Все участники танцуют под ритм заклинаний (тарни), которые чамбон напевает высоким тенором, держа в руке серебряную чашу-дэбэр. Гэлюн лама, прислуживающий ему, наливает в чашу символическую кровь из балы (чаша из человеческого черепа). Звучит неистовая музыка жестра. Чамбон отходит и наливает кровь из чаши в бараний желудок, завязывает и вкладывает приготовленную из теста фигурку человека  Линка -  врага веры, воплощение грехов.

На рассвете проводился хурал - освящение "Сора", трехглавой пирамиды, сделанной из теста и оканчивающейся на вершине подобием человеческого черепа. Грани пирамиды окрашены в ярко-красный цвет, символизируя языки пламени.  Сор является одним из главных атрибутов цама докшитов и представляет собой жертву, имеющую якобы силу сжигать врагов веры. На этом заканчивалась закрытая часть богослужения.

Публичное представление цама докшитов устраивалось в монастырской ограде. В центре площади перед главным храмом ставили столик и над ним сооружали шелковый балдахин. Вокруг этого балдахина очерчивали мелом или известью несколько концентрических кругов, где танцуют маски. Неподалеку от внешнего круга устраивали сиденья и навесы для почетных гостей, лам, богатых богомольцев. Простые верующие, миряне устраивались как могли, сидя, стоя, ряд за рядом, занимая все свободное пространство в ограде. Монастырская ограда в дни цам-хурала с этими кругами, заключенными в четырехугольник, представляла собой мандалу.

Цам начинался с выноса "Сора" и Линка, которые располагались на столике под балдахином. Раздавались звуки ламского оркестра, расположенного вблизи внешнего круга и состоящего из своеобразных инструментов, таких как огромные двух- трехметровые металлические трубы ухэр-буреэ, поддерживаемые людьми спереди и сзади, как ганлин, отдельные части которого изготовлялись из берцовой кости человека, цан - медные тарелки, хэнгэриг - вид колокольчика, бишхуур, деревянный духовой инструментв, близкий гобою и пр. "Музыка цама необычна и поразительна" (Б.Я. Владимирцов). Под эту музыку на круг выходили исполнители. Вначале появлялись две маски "хохимай", владики кладбищ, представляющие собой человеческие скелеты (облегающая тело черная одежда расписана белой краской), на головах у них маска - человеческий череп. Они отгоняют от "Сора" (жертвы божествам, установленной под балдахином) Ворона, который вошел во внутренний круг вместе с "хохимаями".     
Затем появлялся Хашин хан с восемью мальчиками, не то сыновьями, не то учениками. Их маски изображают добрые улыбающиеся человеческие лица. Они не танцуют, но приветствуют подношением "хадака" каждое божество, выходящее из дверей храма на круг. Блюстителями порядка во время действия выступают четыре маски жителей Индостана - две коричневые и две темно-зеленые со строгим выражением лица. Это ацзары, они танцуют вне круга и все время находятся там, следя за тем, чтобы зрители не заходили на круги, не мешали бы танцующим. В руках ацзаров кнуты "Маски" выходили на круг либо по одному, либо попарно, или группами. Протанцевав и выполнив пантомиму, они удалялись в храм или оставались на площадке сбоку, не мешая другим участникам.
Танец состоял в том, что "маски" то медленно, то быстро в такт музыке принимали различные пластические позы, скакали с одной ноги на другую, кружили по сцене, двигались взад и вперед. При этом они держали в руках какие-либо предметы символического содержания и манипуляция этими предметами во время танца имела особый смысл. Танцевальные движения некоторых "масок" были более живые, легкие и быстрые и не так однообразны. Однако в цаме были персонажи, которые кружились в вихре настоящей бешенной пляски. Вот как описывает очевидец действия масок быка и оленя, танцевальные партии которых сочетали выразительную пантомиму с пляской. "Под скорый темп музыки бык и олень исполняют быстрый танец, затем приостанавливаются, враждебно смотрят друг на друга и проделывают ряд неприязненных угрожающих движений. С наклоненными головами, яростно потрясая рогами, они готовы броситься один на другого, но .. подошедшая маска "хохи-мая" не допускает. Они, сдерживая ярость, топчутся на месте и, услыхав учащенный темп музыки, начинают стремительный танец на внутреннем круге". (Дм. Даурский. "По Забайкалью". Путевые заметки. "Сибирь", 3 249, 3.11.1910)

Персонажи цама распадаются на несколько групп. К одной из них можно отнести маски различных животных: ворона, буйволов, львов, тигров (барсов), оленей, медведей. В Монголии к этой группе относятся также дракон, мифическая птица Гаруди, в Тибете - слон, обезьяна, в Туве - верблюд, северный олень, водящийся в Саянах. Следующая группа - это маски докшитов, грозных божеств, гениев-хранителей буддийской веры. Они имеют человеческий облик, но лица искажены выражением ярости, гнева. У некоторых есть третий глаз во лбу, большие клыки. Маски божеств высокого ранга украшены сверху тиарой из пяти человеческих черепов. Есть божества с тремя черепами, с одним черепом. По мнению Б.Я. Владимирцова, "самые маски по большей части сделаны чрезвычайно искусно и художественно" Они раскрашены в разные цвета: синие, темно-желтые, красные, зеленые и все довольно большие по размеру, чтобы исполнители могли свободно надевать их на голову.
Главных божеств, хранителей веры, докшитов в этом цаме десять Но они выходят в сопровождении свиты почжутов, богов низшего ранга. Кроме того, докшиты Чойчжил и Чжамсаран имеют еще свои "шакти", существа, символизирующие женское начало Вселенной.
К третьей группе масок относятся персонажи, представляющие разных людей Это двадцать два шанака, монахи созерцатели, имеющие в цаме важную функцию и отдельную танцевальную партию Они не носят масок Хашин хан с мальчиками, о их добрых масках уже говорилось "Белый Старик" - "Сагаан убугуун" И сюда нужно отнести маски сабдаков, духов-покровителей данной местности Каждый дацан имел своего сабдака В Гусиноозереком дацане в цаме докшитов участвовала маска покровителя Хухэ Ямаата
Костюмы цама яркие красочные, сшитые из дорогих материй -шелка, парчи На халат с длинными клинообразными рукавами надевался фартук, украшенный вышивкой (голова бурхана-бога), особый воротник-пелерина с фестонами, свисающими спереди, сзади и по плечам И на все это накидывались тяжелые четки, изящно вырезанные из кости, опоясывающие все тело и скрепленные впереди металлическим диском-толи По низу к четкам подвешивались миниатюрные серебряные колокольчики, их - 12, каждое движение танцовщика они сопровождали мелодичным звучанием На ногах исполнителей монгольская обувь (гутал), расшитая бисером, бусами
Среди персонажей цама оставляла большое впечатление маска док-шита Чжамсарана Она красного цвета, представляет собой искусную инкрустацию из коралловых бус различного размера и красного бисера Маска трехглазая, имеет четыре клыка, торчащие из раскрытого рта. Исполнитель держал в одной руке меч, в другой - окровавленное сердце врага веры. Пляска этого божества - медленная торжественная поступь грозной силы. Вместе с Чжамсара-ном танцевали восемь маленьких его спутников - "дитокчжад" в красных масках и одеждах Их обычно исполняли дети-послушники (ху-бараки)
После пляски Чжамсарана, как разрядка, следовала комедийная интермедия Сагаан Убугууна (Белого Старика), любимого зрителями персонажа цама. Он владыка земли, хранитель пастбищ и стад, дарит людям долголетие Маска изображала добродушное лицо старца с длинной седой бородой Одет он в белый монгольский халат, подпоясан кушаком, ходит, опираясь на деревянный посох
Белый старик вносит в цам оживление, смешит зрителей, исполняя пантомиму просыпающегося от сна старца, расправляет бороду, усы, потягивается, пугается громкой музыки Долго и безуспешно пытается встать на ноги. Наконец, это ему удается Радуясь, Сагаан Убугуун начинает тихонько приплясывать, постепенно расходится, пляшет до изнеможения, падает Иногда Белый Старик, сокрушаясь, что совсем одинок, похищал у Хашин хана одного или двух его мальчиков, страшно радовался, что обрел наследников, забавлял их и, разыгравшись, по слепоте своей вроде бы не мог найти спрятавшихся от него детей.
И здесь в связи с функцией в мистерии маски Сагаан Убугууна необходимо остановиться на двух очень важных моментах. Первое, это эзотерика цама. Второе, связанное с первым, природа театральности цама и введение в него элементов народности.
Многие исследователи Центральной Азии - путешественники, ученые, наблюдавшие в свое время представления цамов при монастырях Тибета, Монголии, Бурятии, проявили большой интерес к этому самобытному явлению. В своих описаниях цама наряду со знаками восхищения, удивления, а иногда и недоумения по поводу увиденного, они оставили и свои размышления, предположения, догадки о происхождения этой мистерии и сущности ее содержания. Они не скрывали того, что им не удалось проникнуть в содержание цама, что в беседах с ламами все время ощущали тщательно охраняемую от посторонних тайну мистерии. Им передавали информацию, которая лежала на поверхности: имена богов в масках, название атрибутов, одежды и реквизита. Дальше этого объяснения не шли.

Узнавали, что танцы и пантомима ставились по сценарному канону, запечатленному в специальных руководствах, и что занимались священным обрядом ламы, посвященные в тан-трийскую мистику "Изучить цам, раскрыть его сущность, понять значение его символов и магических действий невозможно, т.к. учение окутано глубокой тайной . Тибетские книги о цаме написаны символическими словесными формулами, расшифровать которые может лишь посвященный. Слов этих ни в одном европейско-тибетском словаре не находится. ." (Н.П.Ша-стина. Религиозная мистерия "цам" в монастыре "Дзунхуре", ж."Сов-ременная Монголия, 1935, № 1, с.92~93)
Многовато информации трудно усваиваемой?
Тогда ближе к телу...
Мне тогда было четыре года... Я всегда с опаской,  почти страхом и недоверием относился к этим маскам, особенно к главной ... Самой крупной. Однажды ночью я проснулся от еле слышного скрипа  двери в моей детской комнате... На пороге в призрачном лунном свете стояла мрачная фигура одетая в  красный парчовый монгольский халат, подвязанный кушаком и сапоги с загнутыми вверх носами, а вместо головы видна была только жуткая маска... Она медленно сделала шаг к моей кровати, затем  другой, я дико закричал и... проснулся. В тот день я взял в руки эту жуткую маску и стал внимательно ее рассматривать... И вдруг... Она шевельнулась в моих руках! С воплем я отбросил ее, а сам отпрыгнул в сторону. Упав на пол маска разлетелась на мелкие кусочки. Их смели веником на старый грязный совок и выбросили в мусорное ведро. Так закончила свою жизнь эта маска...
Но не ее хозяин...


          PS Верхнее фото аутентичное, нижнее для красоты.                                                              
Tags: история, мемуары, мистика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments