JeTeRaconte (jeteraconte) wrote,
JeTeRaconte
jeteraconte

"Там товарищ Ким Ир Сен, там то же, что у нас" (R) Павел Мартынов



К предстоящему юбилею Ким Ир Сена ожидаются ракетные или ядерные испытания КНДР, в ответ на которые США уже направили в регион авианосную ударную группу и грозятся провести силовую операцию. Надёжных доказательств подготовки к испытаниям нет, однако Пентагон это не останавливает. Ситуация уже грозит перерасти в ядерную войну. Вместе с тем, 15 апреля – хороший повод вспомнить о значении Ким Ир Сена, Корейской Народно-Демократической республики и идей чучхе для общемировой истории и современного левого движения.
Ранние годы Великого Вождя до сих пор известны не очень хорошо. Кореевед Андрей Ланьков отмечает, что в детстве Ким Ир Сен, сын скромного сельского учителя, не привлекал к себе особого внимания, в молодости – как командир партизанского отряда он не рассказывал о своём прошлом, а, став руководителем КНДР, с одной стороны, был вынужден оберегать свою жизнь от постороннего внимания, а с другой – его биографами составлялось официальное жизнеописание, которое редактировалось в соответствии с требованиями текущей политической ситуации. Поэтому документов о ранних годах корейского лидера и основанных на них надёжных фактов существует крайне мало.
К тому периоду Корея долгое время находилась в вассальной зависимости от правившей в Китае династии Цин, а с 1910 г. была аннексирована Японией и включена в состав империи на правах генерал-губернаторства. В результате корейцы фактически оказались на положении людей второго сорта. Новая власть осуществляла и масштабную по тем временам индустриализацию региона, традиционный уклад жизни корейцев разрушался, а миллионы трудящихся столкнулись и с капиталистической эксплуатацией. Уже к 1918 г. счёт корейцев, арестованных японскими властями, шёл на сотни тысяч человек, а система круговой поруки, полицейского контроля и действия карательных отрядов привели к тому, что вооружённое сопротивление на территории полуострова стало невозможным. Многие борцы за свободу страны были вынуждены бежать в Маньчжурию, северо-восточный район Китая, где издревле существовала большая корейская диаспора. Китай, не имея возможности открыто противостоять Японии, тем не менее активно поддерживал корейских эмигрантов.
15 апреля 1912 г. в Мангендэ неподалёку от Пхеньяна родился будущий Великий Вождь Ким Ир Сен, который в детстве получил имя Сон Чжу, что дословно означает "опора". Как отмечает ведущий научный сотрудник центра корейских исследований института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов, семья Кимов поселилась там в 1862 году по весьма любопытной причине. В местах, окружающих Мангендэ, "очень хороший фэншуй", поэтому многие помещики или представители дворянских родов хоронили там своих предков. Однако за предками надо ухаживать, и потому какая-нибудь бедная семья получала сторожку, арендовала землю и, в дополнение к занятию сельским хозяйством, должна была присматривать за могилами.

Как считается в официальной современной историографии, его отец желал, чтобы ребёнок стал в будущем опорой страны. Отец будущего Солнца корейской нации, Ким Хен Чжик, был сельским учителем и довольно известным левым активистом. Он активно участвовал в антияпонском движении и, оказавшись перед угрозой ареста, отправил своего сына в путь длинной в тысячу ли. 12-летний мальчик прошёл почти 400 км по самодельной карте и едва не замёрз на перевалах, но смог успешно добраться до своих родственников.
Ким Хен Чжик был схвачен японскими оккупантами и скончался от пыток во время следствия. Также в японских тюрьмах скончались дядя и двоюродный брат будущего Вождя. Ким Сон Чжу решил мстить за родственников и отправился в Китай и вступил в организованную националистами военную школу.
Не окончив даже школьного курса, он вступил в один из многочисленных партизанских отрядов, действовавших тогда в Маньчжурии. В 1932 г. он вступает в Компартию Китая и берёт себе имя Ким Ир Сен.
В 1937 г. он смог пересечь корейскую границу и атаковать японские оккупационные учреждения в городе Почхонбо. С этого времени японская администрация включила его в списки особо опасных коммунистических бандитов, а по всей Корее стали распространяться слухи о полководце Ким Ир Сене. Однако в неравных боях с карателями партизаны несли тяжёлые потери, Ким остался единственным выжившим из числа высших руководителей 1-й Партизанской армии и в декабре 1940 г. с небольшой группой своих бойцов перебрался через Амур на территорию СССР.

Это обстоятельство, кстати, породило множество слухов о том, что настоящий Ким Ир Сен, герой Почхонбо, погиб в 1940-м, а после войны из Советского Союза в Корею под его именем вернулся уже другой человек. Однако эту версию отвергают люди, прошедшие с ним годы эмиграции, должностные лица, отвечавшие за находившихся на советской территории партизан, китайский командир Чжоу Бао Чжун, служивший с Ким Ир Сеном в той же 88-й бригаде и даже крупнейшие исследователи корейского коммунистического движения из Южной Кореи и Японии единодушно отвергают домыслы о подмене Кима. Против конспирологических догадок говорит и то, что в октябре 1945 г. Ким Ир Сен посетил родную деревню, где встретился со своими дедом и бабушкой и был узнан ими.

Летом 1942 г. из китайских и корейских партизан, перешедших из Маньчжурии в СССР, была сформирована специальная 88-я стрелковая бригада, состоявшая из четырёх батальонов. Первым батальоном командовал Ким Ир Сен, получивший звание капитана Рабочее-Крестьянской Красной Армии. Часть дислоцировалась в Вятске Хабаровского края и именно здесь у Кима родился сын, которого он назвал по-русски, Юрием. Впоследствии, однако, он получит имя Ким Чен Ир и станет вторым руководителем КНДР.
88-я бригада не успела принять участия в быстро закончившейся войне с Японией, и вскоре была расформирована, а её бойцы были направлены в освобождённые города Северо-Восточного Китая и Кореи с тем, чтобы помогать советским комендантам и обеспечивать взаимодействие военных администраций с местным населением.

Ким Ир Сен, как самый высокопоставленный офицер-кореец в составе 88-й бригады, стал заместителем коменданта Пхеньяна – крупнейшего корейского города, освобождённого советскими войсками. В конце сентября 1945 г. он на пароходе из Владивостока прибыл в порт Вонсан.
Из-за слабости местного коммунистического подполья, опереться на местные кадры в деле создания нового режима было сложно, а Ким Ир Сен, чьё партизанское прошлое было известно и при этом он был тесно связан с Советским Союзом, идеально подходил на роль вождя прогрессивных сил Кореи.

Таким образом, с провозглашением в 1948 г. Корейской Народно-Демократической республики, Ким Ир Сен оказался во главе государства.
Серьёзным испытанием для страны и его вождя стала война 1950-1953 гг. По мнению Константина Асмолова, её нельзя рассматривать в отрыве от общемировых процессов, проходивших после окончания Второй мировой войны и связанных с формированием и закреплением нового биполярного миропорядка, и нужно обязательно учитывать тот местный фундамент, на котором разгорелся конфликт. И СССР, и США старались сдерживать своих ставленников, а термин "марионетка", предполагающий слепое исполнение команд сюзерена, неприменим ни к Ким Ир Сену, ни к Ли Сын Ману. Поэтому и представление о том, что война в Корее началась по указке Сталина в рамках его плана по коммунизации Азии, является мифом.
Неожиданной агрессией против беззащитной Республики Корея война точно не была - боевые столкновения, в которых принимало участие до батальона при поддержке артиллерии и авиации, начались за год до официального начала войны, и инициатором их чаще был Юг, чем Север.
После Корейской войны, которая к своему финалу практически превратилась в американо-китайский конфликт, в стране начало усиливаться китайское влияние, которое получило новый импульс после XXII съезда КПСС, когда Ким вместе с Мао не принял положений критики культа личности Сталина. Впоследствии, однако, КНДР удалось довольно успешно играть на противоречиях между Москвой и Пекином и находиться на одинаковом удалении от каждого из своих союзников. При этом, самостоятельность КНДР начинает оформляться ещё и идеологически.

28 декабря 1955 г. Ким Ир Сен произносит речь "Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе", в которой впервые он употребил название новой идеологии. "Чучхе" – заимствованный китайский термин "цзы ти", может быть переведён на русский язык как "своя система".
Константин Асмолов, беседовавший с северокорейскими философами, отмечает, что Ким Ир Сен нашёл тогда две истины: первая – надо опираться на народные массы, вторая – решать свои проблемы без опоры на внешние силы. Главная составляющая термина чучхе – это то, что "человек является хозяином своей судьбы". Именно человек является хозяином мира, он – тот, кто способен решать, преобразовывая природу в свою пользу. Только человек обладает силой и возможностью для управления миром и преобразованием его. Этим он кардинально отличается от любых других живых существ.
С философской точки зрения, чучхе – это систематизация идеологической и теоретической базы, о чем и писал товарищ Ким Ир Сен. В мире сегодня активно изучают связь движения чучхе и учения Кимов. Можно сказать, что учение Кимов – это большая идеология, куда входит все, что связано с революцией и строительством нового общества. Она включает теорию об освобождении человека, нации и класса, вопросы революции, сохранения мира и безопасности, сохранения самостоятельности.
В то же время, как отмечает эксперт, работы Маркса, Ленина, Гегеля и т.п. Ким Ир Сен знал плохо, но конфуцианские тексты помнил наизусть. Так и не усвоив марксизм-ленинизм в полной мере, он ставил на первое место идею, был удивлен тому, что материя первична, и был уверен в том, что если массам дать правильную идею, они сделают все, что угодно, несмотря на любые объективные преграды. Учение Кимов дает методологию, руководящие методы того, как вести народ, строить партию и государство.
По чухче, судьба человека неотделима от народа и вождя. Как уже было сказано, человек может означать не только человека или человечество, но и народные массы, в широком смысле – страну, у которой, таким образом, тоже есть судьба. Люди/массы, которые являются составляющей частью страны, должны знать, чем руководствоваться: кто-то должен указать путь.
Руководитель московского кружка по изучению чучхе Михаил Викулин склоняется к мнению о том, что данная идеология представляет собой несколько упрощённый и переведённый на корейский язык марксизм. Идеи чучхе наследуют задачи и классовые принципы марксизма-ленинизма, признают его правоту и исходят из него. Они созданы, развиты и обогащены в ходе творческого применения и развития марксизма-ленинизма в соответствии с требованиями революционной практики Кореи, применимой к корейским реалиям - подтверждения чего можно встретить во многих статьях Ким Чен Ира. К примеру, в статье "Выше поднимем знамя марксизма-ленинизма и идей чучхе". Там сказано: "Величайшая заслуга Маркса перед человечеством состоит в том, что он создал марксизм, ставший могучим идейно-теоретическим оружием в освободительной борьбе рабочего класса". Вместе с тем, хотя в трудах Кимов имеют место и идеи возвеличивания корейской нации, идея чучхе отрицает национализм.
У Ким Чен Ира, который развивал идеи чучхе после смерти отца, есть работа "о правильном понимании национализма", в которой он подробно расписывает, что следует понимать под национализмом и интернационализмом. Суть в том, что корейцы подразумевают под национализмом именно патриотизм.
Левый политик, экс-депутат Госдумы Дарья Митина в интервью указала, что Ким Ир Сен вывел Корею из отстающей, нищей, безграмотной колонии в ряды передовых государств мира. Причём, сделал он это будучи в крайне неблагоприятной ситуации, не имея ни ресурсов, ни сырьевых богатств, с огромным грузом колониального наследия, потому что Корея была то под японцами, то под китайцами, и в истории не так много самостоятельного развития. Тем не менее, Ким Ир Сен, будучи учеником советских и китайских коммунистов, с одной стороны, впитал наследие своих иностранных товарищей, а с другой – сумел адаптировать коммунистическую теорию именно к корейской практике. С учётом того, что Корея большую часть своей истории находилась в изоляции, он сумел выдвинуть идею опоры на собственные силы. Появилась эта теория не от хорошей жизни, просто Корея большую часть своей истории была вынуждена развиваться обособленно.

Северная Корея вышла в лидеры по целому ряду показателей и по научно-техническому развитию и по тому, что сейчас называется индексом развития человеческого потенциала. Раньше такого понятия не было, но, тем не менее, это сумма факторов, влияющих на социальное развитие нации, где корейцы были абсолютными лидерами, если сравнивать стартовую точку и то, к чему они пришли. То, что при Ким Ир Сене было положено начало корейской ядерной программе, это тоже большое достижение, потому что, как показывает практика, в современном мире только государство, обладающее ядерным оружием, может быть спокойно за свою безопасность. Народная Корея, государство очень уязвимое во многих отношениях, смогло сохранить независимость, суверенитет. И сейчас, во время наступления новой волны колониализма, в период обострения империалистических противоречий, именно эти достижения Кореи при Ким Ир Сене служат такой охранной грамотой.
"Можно сказать, что уровень развития и технологического и, что самое главное, качества личности в Корее достигли невиданных высот. Я в Народной Корее была несколько раз и видела всю эту динамику. Особенно полезно туда приезжать через несколько лет, чтобы иметь возможность наблюдать, как меняется государство. Заметно, как динамично развивается страна. В этом не только личная заслуга Ким Ир Сена и его сына, под их руководством сформировалась партия. Они пошли именно по советскому пути, партия здесь – именно передовой отряд общества, отряд корейской нации. Особенности развития Кореи обусловили тесную связь коммунистической партии и всего общества с армией, с вооружёнными силами. Потому что страна всё время была вынуждена обороняться, со временем к идеям чучхе был добавлен и термин сонгун. Сонгун это опора именно на военных, на ВПК и прогресс в области военной науки", – отмечает Дарья Митина.
С учётом того, что Корейский полуостров разделён, и у северных, и у южных корейцев есть большое стремление к объединению, то, естественно, обе части страны пристально смотрят друг на друга. Южная Корея развивалась открытой всем ветрам и получала инвестиции и из Соединённых Штатов и из других стран и, тем не менее, южные корейцы поражаются тому, как их северные братья, их северные соотечественники, которых судьба разделила 38-й параллелью, развиваются фактически без какой-либо иностранной помощи. Единственная страна, которая после 1991-го года оказывает помощь КНДР, это Китай. Ранее разностороннюю помощь оказывал также Советский Союз, но после 1991-го года мы корейцев бросили.
"Корейцы стараются опираться на собственные силы, они производят всё, начиная от спичек и заканчивая компьютерами. Понятное дело, что компьютеры эти неконкурентоспособны на мировым рынке, но с  учётом того, что они полностью ориентированы на внутреннее потребление, эти компьютеры работают и работают достаточно хорошо. При моей первой поездке в КНДР там не было ни мобильной связи, ни средств коммуникации, то сейчас там всё это есть и каждый кореец, особенно молодой, имеет возможность со всем этим работать. В КНДР повышенным вниманием пользуются пенсионеры, дети и молодёжь. Внимание к социальным категориям, которые не могут сами себя защитить – это важный показатель развития человеческого потенциала", – подчеркивает Дарья Митина.

Конечно, у корейского социализма есть своя специфика, КНДР иногда даже называют теократическим государством так как там обожествление первых лиц достигает гипертрофированных масштабов. Но, с другой стороны это не специфический северокорейский менталитет, а общий восточный. То же самое можно наблюдать и в ряде других восточных стран. Но если династия Кимов прервётся и к управлению партией придёт другой человек, не принадлежащий к правящей семье, то всё равно характер государства не изменится, и единственное, что может его изменить – это внешняя интервенция, скажем так, внешнее силовое воздействие, считает эксперт.
"Левая идея многолика и в разных точках планеты она проявляется по разному, корейский социализм разительно отличается, чисто внешне, и от кубинского и даже от вьетнамского, тем не менее, это одна из модификаций и, в общем-то, она показала себя достаточно успешной и устойчивой. Что бы там ни говорили про Народную Корею, но их социализм устоял, в отличие от нашего. Мы думали, что наш социализм эталонный, а остальные – это какие-то отклонения. Ничего подобного. Наш социализм рассыпался как карточный домик от внешнего толчка, а корейский устоял и сегодня, в бушующем море стоит и никуда не девается. Есть расхожий миф о том, что корейцы живут в информационной изоляции, сейчас корейцы пользуются и интернетом и ездят за границу (хотя бы и в рамках командировок и служебных поездок, а в последнее время стали ездить и туристами). Режим в этом отношении значительно либерализовался, но соприкосновение с Западом и другими цивилизациями не оказало на них, в общем-то, такого разрушительного воздействия, как на советский строй. И это заставляет нас задуматься, что что-то в корейском социализме есть такое, чего не было у нас, что придаёт ему большую устойчивость даже при соприкосновении с внешним миром", – отмечает Дарья Митина.

Российские сторонники идей чучхе согласны с такой точкой зрения. Они считают, что "актуальность изучения идей чучхе как в России, так и за рубежом, заключается в том, что КНДР, по сути, на сегодняшний день является единственной социалистической страной. И изучение идей чучхе поможет узнать корейский опыт, понять, как они выстояли". При этом, Михаил Викулин замечает, что идеи чучхе сейчас "не очень популярны в России, хотя бы потому, что очень мало материалов: достать сочинения Ким Ир Сена и Ким Чен Ира не так-то просто. Они печатаются в Пхеньяне на русском языке и достать их здесь можно только через посольство КНДР. Те, кто хочет действительно изучать опыт Кореи по строительству социализма, должен сперва освоить марксизм. Так что те, кто изучает чучхе, зачастую являются марксистами, а не чучхеистами. И чучхе изучается не для "беспрекословного следования", а для понимания опыта КНДР".


Tags: КНДР, история, мнение, перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments